Старое доброе шедевральное творение польского мастера пера. Перед прочтением, пожалуй, стоит запомнить две вещи – не забывать что действующие лица это роботы, и не пытаться дословно представлять все встречающиеся термины.
Сборник рассказов довольно разношерстных по жанрам. Веселый сказочный экшн соседствует с философско-депрессивным “Другом Автоматея”.
– Да ты с ума сошел, что ли?! – заорал, срываясь с места, Автоматей. – Я должен утопиться? Ты склоняешь меня к самоубийству? Вот так добрый совет! И ты называешься моим другом?!
– Ну разумеется! – ответил Вух. – Я вовсе не сошел с ума, поскольку это вне моих возможностей. Я никогда не теряю душевного равновесия. Тем неприятней было бы сопутствовать тебе, мой дорогой, если б я увидел, что ты потерял это равновесие и медленно погибаешь под лучами палящего солнца. Уверяю тебя, что я тщательно проанализировал сложившуюся ситуацию и по очереди исключил все возможности спасения. Ты не сможешь построить лодку или плот, потому что у тебя нет для этого материалов; никакой корабль, как я уже говорил, не подберет тебя, даже самолеты не пролетают над этим островом, а ты опять же не в состоянии построить летательный аппарат. Ты мог бы, конечно, предпочесть быстрой смерти медленную агонию, но я, как твой ближайший друг, горячо протестую против такого неразумного решения. Если ты как следует втянешь воду…
В целом годная фантастика, связанная одной вселенной, в которой живут исключительно роботы. Нет, есть еще где-то создавшие первых роботов бледнотики (и которые теперь стремятся уничтожить вышедших из под контроля созданий, такая себе страшилка-бабайка для роботов), но по ходу повествования бледнотики обычно только упоминаются в разговорах, ну еще в “Белой смерти” фигурирует разбившийся корабль бледнотиков и в “Как Эрг Самовозбудитель бледнотика одолел” в начале повествования присутствует хитрый представитель оных. Все остальное – миры исключительно роботов. Элетрыцари, программисты-мудрецы и прочие хайтек-персонажи образца 60-х годов прошлого века существуют в винтажной “теплой ламповой” атмосфере королей и думающих машин. Вот просто цитата, отражающая общий дух
Тотчас съехались толпами смельчаки всякого рода. Были средь них электрыцари славные, были прощелыги и плуты, астроворы и звездохапы; прибыл во дворец Хранислав Мегаватт, знаменитый осциллятор-рубака, с такой невероятною обратною связью, что никто в поединке не мог пред ним устоять; прибывали витязи-самодейцы из самых дальних сторон: два Автоматея-поспешника, закаленные в сотне сражений, Протезий, достославный конструкционист, который иначе как в двух искроглотах, одном черном, другом серебряном, не хаживал; приехал Арбитрон Космозофович, из пракристаллов построенный, с фигурой изумительно стрельчатой, и Палибаба-интеллектрик, который на сорока робослах в осьмидесяти сундуках привез старую цифровую машину, от мышления проржавевшую, но мозговитости редкостной. Прибыли трое мужей из рода Селектритов, Диодий, Триодий и Гептодий, у коих в мозгах царила такая абсолютная пустота, что мышленье их было черным, как беззвездная ночь. Прибыл Перпетуан, в доспехах лейденских с головы до пят, с коллектором, потемневшим в трехстах битвах; прибыл Матриций Перфорат, который дня не мог прожить без того, чтоб кого-нибудь крепко не поцифровать, и с собою привез непобедимого ловкодава по кличке Ампер. Съехались все, а когда замковый двор был уже полон, прикатил к его воротам бочонок, а из него наподобие ртутных капель вытек Эрг Самовозбудитель, способный любые принимать формы.
Стилистическим продолжением “Сказок” является цикл “Кибериада” о похождениях Трурля и Клапауция. Часто издатели публикуют “Сказки” и “Кибериаду” одним циклом под общим названием “Кибериада”.
Вердикт один – если кто еще не читал – читать в обязательном порядке!